Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Велосипедная цепь

 Велосипедная цепь – это деталь велосипеда, которая отвечает непосредственно за передачу крутящего момента от ведущих звезд к ведомым звездам. У односкоростных велосипедов, как правило, цепь не вызывает особых вопросов, а велосипедист вспоминает о ней один раз в год, когда в начале сезона её необходимо смазать. У спортивных и горных велосипедов с возможностью переключения передач, цепь является самым настоящим расходником. Из-за больших перекосов цепи, при расположении на разных звездах, цепь спортивных и горных велосипедов очень быстро изнашивается. Стоит вовремя менять цепь, так как езда с изношенной цепью вредит всей системе велосипеда, что в конечном итоге выходит значительно дороже.

 На заре велостроения велосипеды были без цепи, а велосипеды с цепным приводом появились позже. До того, как цепной привод стал самым популярным у велосипедов, можно было встретить следующие типы приводов:

  • Прямой привод – педали были соединены непосредственно с осью ведущего колеса велосипеда. Минусом было то, что для передачи достаточного крутящего момента необходимо было делать большие колеса. Такой тип привод можно встретить и сегодня на детских трехколесных велосипедах.
  • Зубчатый привод – передача крутящего момента осуществлялась через систему шестеренок. Так тип быстро изжил себя, так как такая система обладала большим весом.
  • Ременный привод – передача момента осуществляется при помощи шевронного ремня.

 Существуют и другие типы приводов, но они были менее популярны, а чаще и вовсе экспериментальны – гидравлический привод, вальный и т.д. Именно цепью снабжены все современные велосипеды, так как эффективность цепи доходит до 98%. Плюс цепь более надежна, долговечна и может быть частью системы переключения передач.

Устройство и типы цепи велосипеда

 Современная вело цепь состоит из множества повторяющихся элементов, которые называются звеньями. Само звено состоит из двух пластин, ролика и пина. Цепи делятся на три типа:

  • Односкоростные и многоскоростные. Многоскоростные цепи тем тоньше, чем больше звезд на кассете.
  • Облегченные – это цепи с пустотелыми пинами (осями) и перфорированными пластинами.
  • Half-link – цепь с одним повторяющимся звеном.

Цепь с одним повторяющимся звеномЦепь с одним повторяющимся звеном

Устройство цепи с втулками (стаканами)Устройство цепи с втулками (стаканами)

 Кроме того обычные цепи делятся на те, которые имеют стаканы и без них. Основным отличием последних является значительно уменьшение количества деталей. Если у цепи со стаканами два полузвена имеет 10 деталей, то у цепи без стаканов на две детали меньше. Внешне такие цепи не отличить, так как стаканы скрываются за роликами. Чтобы определить тип цепи необходимо её разобрать. Устройство цепи со стаканами можно увидеть на картинке выше.

 У цепи без стаканов внутренние пластины не являются плоскими. Там, где у обычной цепи отверстие для запресовывания стаканов, у цепи без стаканов выступы, которые обычно равны половине ширины цепи. Две пластины соединены не жестко, выступы имеют фаску и зазор между собой, что позволяет цепи лучше изгибаться в поперечном направлении. Цепи без стаканов зарекомендовали себя лучше, и считается, что такие цепи позволяют точнее и плавне переключать передачи.

Цепи для велосипеда с замком и без замка

 Как только приходит момент, когда необходимо снять цепь, каждый начинающий велолюбитель задается вопросом – как разъединить цепь. Цепи делятся на два типа – с замком и без него. Устройство наглядно представлено на картинках ниже. Цепи с замком, как правило, применяются на детских, дорожных и горных велосипедах начального уровня. Для разъединения цепи с замком достаточно обычной плоской отвертки. Для того, чтобы разъединить цепь  без замка необходим специальный инструмент – выжимка цепи.

Замок цепи односкоростного велосипедаЗамок цепи односкоростного велосипеда

Замок цепи спортивного горного велосипедаЗамок цепи спортивного горного велосипеда

Размеры и параметры цепей

 Основные размеры цепи – это её длина, ширина и расстояние между пинами. С  длиной все просто – берем самую длинную цепь на 114 звеньев и удаляем лишние звенья. Ширина может быть, как внутренняя, так и внешняя. Внешняя ширина цепи зависит от количества звезд на кассете. Чем больше звезд, тем меньше должна быть внешняя ширина. В спецификации цепи обычно не указывают ширину цепи, а указывают на какое количество звезд она предназначена. Внутренняя ширина обычно составляет 3.18 мм (0.125 дюйма), 2.38 (0.094 дюйма) и 2.29 (0.090 дюйма) для 10, 11 скоростных кассет. Расстояние между пинами, так называемый шаг цепи, у всех один – 12.7 мм (0.5 дюйма).

 

 Цепь современного спортивного велосипеда считается расходным материалом. Долговечность цепи зависит не только от её качества, но и от правильного обслуживания и стиля переключения скоростей. Чем чаще Вы используете передачи с сильным перекосом цепи (крайними противоположными звездами), тем сильнее изнашивается цепь.