Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Обод колеса велосипеда

 Велосипедный обод в совокупности со спицами является своего рода скелетом колеса велосипеда. Поэтому, чем качественнее обод, тем меньше он будет доставлять Вам неприятности. Качественные обода служат долго, восьмерка для них явление редкое, а про вырванные спицы можно вообще забыть. Промышленность развивается и сейчас обод это не просто кусок стального профиля, а достаточно технологичный продукт.

 В этой статье мы поговорим о конструктивных особенностях ободьев, материалах из которых они изготавливаются, важности спиц и технологиях по увеличению ресурса обода для велосипеда.

Материал изготовления ободьев для велосипеда

 Совсем недавно почти все обода изготавливались и стального сплава. Износостойкость таких деталей низкая, а мягкость стали гарантировала появление восьмерок после непродолжительной езды по бездорожью. Кроме того, устанавливать тормоза V-brake на велосипеды с такими ободьями нет смысла, так как постоянные восьмерки не позволят им нормально работать. Из-за большого количества недостатков, на сегодняшний день стальные обода почти не применяются. Сейчас их устанавливают только на дешевые детские и дорожные велосипеды.

 В настоящий момент нормой считаются обода из алюминиевых сплавов. Алюминиевые ободья не подвержены появлению восьмерок и обладают на много большим ресурсом. Кроме того алюминий легче стали.

Типы профиля ободьев для велосипеда

 Обода для велосипеда бывают двух типов – коробочные с высокими стенками и обода с низкими стенками для шоссейных велосипедов. Коробочные обода самые распространенные и встречаются почти на всех велосипедах кроме шоссейных. Коробочные обода имеют высокие стенки со специальными канавками. Когда камера велосипеда накачивается воздухом, под давлением распирает покрышку и она упирается в стенки обода, тем самым резина удерживается на ободе. Шоссейные обода имеют низкие стенки и резина крепиться к ним при помощи специальной материи.

Коробочные обода могут быть трех типов:

  • Одностенные – самые дешевые обода. Обладают меньшей прочностью и устанавливаются на самые дешевые модели велосипедов.
  • Двустенные – золотая середина среди рассматриваемых трех типов. Такие обода обладают достаточной прочностью и небольшим весом. Двухстенных ободьев вполне достаточно даже для велосипедов подвергающихся высоким испытаниям.
  • Трехстенные – такие ободья имеют три горизонтальные перемычки. Можно сказать, что трехстенные обода обладают излишней прочностью. Сделать восьмерку на таких ободах просто нереально. В продаже они встречаются очень редко.
  • Специальные – это обода со смещенными креплениями спиц. Специальные обода применяют на велосипедах, где кассеты имеют большое количество звезд. Из-за звезд приходится смещать фланец втулки и чтобы сохранить равномерное натяжение спиц приходить смещать крепления.

Коробочный профиль с высокими стенкамиКоробочный профиль с высокими стенками

Профиль обода с низкими стенками для шоссейных велосипедахПрофиль обода с низкими стенками для шоссейных велосипедах

Типы профилей для велосипедовТипы профилей для велосипедов

Количество спиц обода велосипеда

 В сочетании обод – спицы главное не количество спиц, а качество обода и спиц. Частенько можно встретить шоссейники с небольшим количеством спиц. Тем неменее общепринятое количество спиц – 36, 32 или 28. 

Колесо с малым количеством спицКолесо с малым количеством спиц

Размеры велосипедных ободьев

 Тема размеров ободьев для велосипедов достояна отдельной статье. Подробнее о существующих размерах Вы сможете узнать из нашей статьи – размер колеса велосипеда. Стоит отметить, что самыми популярными размерами являются обода с посадочными диаметрами 622 и 559, для шоссейных и горных велосипедов соответственно.

Технологии увеличения прочности обода – анодирование и пистонирование

 В производстве ободьев среднего и высокого ценного сегмента применяют специальные технологии для увеличения ресурса. Часто на велосипедах можно встретить черные обода. Черный цвет означает, что при производстве обода был применен метод анодирования – обработка алюминиевой поверхности специальными веществами увеличивающими прочность.

 Слабым местом любого обода является место крепления спицы. Алюминий достаточно хрупкий метал и под большими нагрузками место крепления спицы трескается и в итоге спицу вырывает. Увеличить ресурс в этом месте можно путем пистонирования. Крепление спицы в данном случае происходит в специальном стакане на ободе – пистоне, отсюда и название. Эти пистоны позволяют распределять нагрузки на большие площади и увеличить ресурс обода в несколько раз.

Обода для переднего и заднего колеса, дискового и ободного тормоза

 В плане тормозов и расположения колеса на велосипеде все обода одинаковые. Неважно переднее или заднее колесо, расположение колеса зависит от втулки, а не от самого обода. В плане тормозов, обода бывают с тормозной дорожкой и без. Установка дисковых тормозов зависит от креплений для ротора на втулке велосипеда и не зависит от обода. Более популярны обода с тормозной дорожкой, так как их можно применять с любыми тормозами.

 

Пистонированный и анодированный обод с тормозной дорожкойПистонированный и анодированный обод с тормозной дорожкой