Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Задний переключатель скоростей

 Задний переключатель скоростей был изобретен итальянцем Туллио Кампаньоло и впервые был применен в 1950 году. Основным его предназначением является переключение задних скоростей велосипеда. Так как переключение скоростей осуществляется за счет переброса цепи с больших звезд на малые и наоборот, то натяжка цепи должна тоже изменяться. Задний переключатель скоростей так же отвечает и за натяжку цепи. Управление задним переключателем осуществляется манеткой на руле велосипеда через тросик.

Устройство и принцип работы заднего переключателя

 Задний переключатель – механизм системы переключения передач, который позволяет перемещать цепь, пропущенную через его рамку и ролики, по звездам задней кассеты или трещотки. Перекидывание цепи осуществляется за счет перемещение переключателя вдоль оси кассеты (трещотки), так же переключатель может перемещаться в вертикальной плоскости для поддержания неизменного расстояния от задних звезд до ролика.

 В качестве привода переключателя чаще всего применяют тросовый привод, реже гидравлический или электрический. Перемещение с маленьких звезд на большие осуществляется путем натяжения троса, а в обратную сторону за счет натяжения цепи.

 Скорости необходимо переключать во время вращения педалей, причем при небольшой нагрузке. Придерживаясь такого правила, скорости будут переключаться более четко,  а срок службы переключателя будет максимальным.

Устройство заднего переключателя скоростейУстройство заднего переключателя скоростей

Материалы изготовления

 Металл, из которого произведен переключатель, влияет не только на цену, но и на вес конструкции, а так же прочность. Самыми дешевыми считаются задние переключатели сделанные полностью из стального сплава. Недостатками таких переключателей является низкая прочность и подверженность деформации металла. Стальные переключатели применяются на велосипедах низшего уровня. Самые передовые переключатели делают из титана и углепластика. Пружина в таких задних переключателях из титана, а рамка карбоновая. Чем-то средним и самым популярным является алюминиевый сплав. Не смотря на то, что переключатель считается алюминиевым некоторые детали все же из стали (Болты регулировки, пружина).

Ролики заднего переключателя скоростей

 Для того, чтобы натягивать и направлять цепь, у переключателя предусмотрено два ролика – натяжной и направляющий. Ролики, как правило, изготавливаются из пластмассы и являются расходниками. Так как они быстро изнашиваются, их требуется периодически менять. Чем сильнее изношен ролик, тем менее четкое будет переключение передачи. Натяжной и направляющий ролик между не взаимозаменяемы. Кроме того ролики разных производителей тоже не совместимы.

Ролики заднего переключателя скоростейРолики заднего переключателя скоростей

Типы конструкций задних переключателей

 Рано или поздно задний переключатель изнашивается и появляется необходимость его замены. Тогда-то и встает вопрос о взаимозаменяемости задних переключателей. Переключатели можно разделить на типы по следующим параметрам:

  • Длина рамки переключателя – этот параметр отвечает за так называемую емкость переключателя. То есть длина рамки переключателя отвечает за диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель. Проще говоря, емкость переключателя это сумма между разницей маленькой и большой звезды кассеты и системы. Например, если кассета 11-32Т, а система 22-44Т, то необходимую емкость можно вычислить по следующей формуле – (32-11)+(44-22)=43Т. 43Т – минимально допустимая емкость заднего переключателя. Числа указывают на количество зубов звездочек.
  • Направление действия пружины – указывает на то, в каком направлении переключения осуществляются за счет пружины. Самым популярным направлением является Top normal, то есть переключения за счет тросика осуществляются с меньшей звезды на большую. Такого принципа придерживаются все производители задних переключателей. Но существует и обратное направление (Low normal), когда тросиком цепь сбрасывается на малые звезды, а переключения на большие звезда осуществляются за счет пружины. Задние переключатели с таким направлением встречаются только в линейке Shimano. Значительных плюсов эти переключатели не имеют, а следовательно и не получили популярность.
  • Передаточное отношение привода – это отношения перемещения троса к перемещению переключателя. Такое отношение может быть 2:1 (Shimano) или 1:1 (Sram). Именно эти показатели не позволяют взаимозаменять переключатели этих производителей. Стоит отметить, что разницы в четкости переключения скоростей от этого показателя нет, хотя компания Sram и утверждает обратное (на практике доказательств нет). 

Подвод троса к переключателю

 Существует два способа подвода тросика – прямой и традиционный. Традиционный способ предусматривает подвод в обход дропаута. При прямом подводе тросик крепиться к переключателю сверху и проложен по кратчайшему пути. Прямой подвод имеет свои плюсы – более низкий вес и отсутствие петли, которой можно зацепиться за препятствие. Чтобы подвести трос прямо к переключателю с традиционным креплением троса можно использовать специальный переходник – Avid Rollamajic.

Традиционный подвод тросикаТрадиционный подвод тросика

Прямая подводка тросикаПрямая подводка тросика

Подвод тросика через переходник Awid RollamajicПодвод тросика через переходник Awid Rollamajic

Крепление заднего переключателя

 Задние переключатели на велосипед бывают двух типов, относительно их крепления к раме:

  • Под крюк – переключатель крепиться на втулку велосипеда. Такое крепление более надежно, но имеет сильный недостаток – при сильном ударе и поломке переключателя, ломается и втулка, что влечет большие затраты.
  • Под болт – такие переключатели крепятся либо к специальному отверстию рамы, либо к либо через «петух» - специальный переходник. Плюс петуха в том, что при сильном ударе не ломается ни ось, ни переключатель, а только петух. Цена петуха несопоставимо мала по сравнению с переключателем и втулкой.

Задний переключатель под болтЗадний переключатель под болт

Задний переключатель под крюкЗадний переключатель под крюк

Крепление держатель (Петух) заднего переключателяКрепление держатель (Петух) заднего переключателя

Защита заднего переключателя

  • Технологи Shadow – данная технология запатентована компанией Shimano. Переключатели на базе этой технологии выступают намного меньше, когда расположены на маленьких звездочках. Такое расположение увеличивает шансы выживания переключателя и петуха во время падения на бок.
  • Защитная рамка – представляет собой стальную рамку, которая крепиться к раме велосипеда и закрывает переключатель. Такой способ защиты так же увеличивает шансы остаться целыми петуху и переключателю.

Защита заднего переключателя скоростейЗащита заднего переключателя скоростей

Технология ShadowТехнология Shadow