Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Шифтеры (Манетки)

 Переключение скоростей на спортивных велосипедах реализовано путем совместной работы нескольких элементов – переднего и заднего переключателя, системы тросов и манеток (шифтеров). Именно о манетках и пойдет речь в этой статье. Переключатели скоростей, расположенные на руле велосипеда, принято называть манетками или шифтерами. При помощи шифтеров происходит управление переключением скоростей. Левый шифтер отвечает за работу переднего переключателя, а правый за перебрасывание цепи задним переключателем. Задний переключатель перебрасывает цепь по звездам расположенным на задней кассете, количество звезд может быть 6, 7, 8, 9, 10 и 11. Ведущих звезд всегда либо 3, либо 1. В последнем случае передний переключатель отсутствует.

 Манетки переключатели скоростей велосипеда делятся на несколько типов и со временем становятся все сложнее и технологичней. Рассмотрим несколько типов используемых на сегодняшний день.

Фрикционные шифтеры

 Фрикционные манетки на сегодняшний день не используются вообще, а лишь изредка можно увидеть их на старых спортивных велосипедах. Они как правило устанавливались на раму велосипеда. Такая манетка состоит из рычажка при помощи которого натягивается трос. Фиксирование троса происходит благодаря силе трения, специальных фиксирующих элементов нет. Отсюда и первый недостаток – если затяжка слабая, то происходит самовольное понижение передач, если же слишком сильная, то переключать становиться сложно. Кроме того, четкость переключения передач оставляет желать лучшего. Чем сильнее натягивается трос, тем даль становиться ручка, что только прибавляет неудобств. Несмотря на то, что фрикционных шифтеров сплошные недостатки, выбирать в то время не приходилось.

Фрикцыонные манетки (шифтеры)Фрикцыонные манетки (шифтеры)

Индексные однорычажные шифтеры

 По своему устройству индексные аналогичны фрикционным манеткам. Отличием является наличие специальной фиксирующей шайбы, которая срабатывает, когда переключатель находится напротив нужной звезды. За счет этого точность переключения улучшилась, но недостатков по-прежнему куча. Устанавливались такие шифтеры у шоссеров на раме, у остальных велосипедах на руле. Такие шифтеры хоть и считаются устаревшими, все же используются до сих пор на дешевых велосипедах.

Индексные манетки (шифтеры)Индексные манетки (шифтеры)

Триггерные двухрычажные шифтеры

 Такие манетки устанавливаются на все типы велосипедов кроме шоссейных. На сегодняшний день это самый популярный тип шифтеров. Блок триггерного шифтера состоит из храпового механизма и двух рычагов, либо рычага и кнопки. При нажатии на один из рычагов трос натягивается и происходит повышение передачи. При нажатии на второй рычажок передача понижается. После нажатия рычаги возвращаются обратно, что очень удобно, так как не нужно тянутся к рычагу на повышенных передачах. Такой тип шифтеров отлично подходит для езды по сложному рельефу местности, так как для переключения скорости не нужно отрывать руки от руля. Но есть и недостатки – переключить за раз можно только одну скорость. А выступающие части при падении легче сломать и даже можно получить травму.

Триггерные манетки (шифтеры)Триггерные манетки (шифтеры)

Грипшифт (grip-shift) шифтеры

 Грипшифты чуть менее популярны чем триггерные манетки и используются в основном на велосипедах начального уровня. В таких шифтерах переключение происходит за счет вращения части шифтера вокруг трубы руля. Щелчок шифтера означает фиксацию троса в нужно положении. Четкость переключения чуть меньше, но это компенсируется возможностью переключать сразу несколько передач за один раз. Несмотря на то, что такие манетки устанавливаются чаще на дешевых великах, споры об удобстве триггерных и грипшифтерных манеток не утихают. Не редко можно увидеть грипшифты на дорогих моделях велосипедов – это означает, что владелец сам поменял манетки.

Манетки Грипшифт (Grip Shift)Манетки Грипшифт (Grip Shift)

Шифтеры Дуал-контрол для шоссейных велосипедов

 Все из перечисленных выше шифтеров не годятся для установки на шоссейные велосипеды. Раньше использовались фрикционные и индексные манетки, которые устанавливались на раме велосипеда. Но на сегодняшний день разработаны специальные шифтеры у которых переключение скоростей осуществляется путем перемещения ручки тормоза в вертикальной плоскости. Такие шифтеры еще называют совмещенными с тормозными ручками. Хотя такие совмещенные манетки и создавались для шоссеров, сейчас их применяют и на остальных типах велосипедов.

Совмещенная манетка для скоростных велосипедовСовмещенная манетка для скоростных велосипедов

Совмещенные манетки для горных и гибридных велосипедовСовмещенные манетки для горных и гибридных велосипедов

Манетки для внутренних переключателей

 Для велосипедов с планетарными втулками можно использовать обычные шифтеры, но существуют и специальные манетки для внутренних переключателей. Такой шифтер комбинирует в себе вращающуюся ручку и триггерную манетку.

Манетка для внутреннего переключателяМанетка для внутреннего переключателя