Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Задняя звезда, трещотка и кассета.

Задняя звезда для втулок типа «Торпедо»

 Втулки типа «Торпедо» устанавливаются на большинство современных односкоростных велосипеда – дорожные, подростковые, складные и детские. Такие втулки снабжены одной ведомой звездой, которая крепиться при помощи шлицевого соединения к ведущему конусу. Сначала на ведущий конус одевает пыльник, потом сама звезда и далее все это зажимается опорным кольцом в специальных пазах ведущего конуса.

Крепление задней звезды к втулке односкоростного велосипедаКрепление задней звезды к втулке односкоростного велосипеда

Трещотка заднего колеса велосипеда

 Велосипедная трещотка представляет собой часть трансмиссии велосипеда и состоит из набора звезд объединенных с втулкой свободного хода. Такой тип набора задних звезд появился раньше, чем кассеты и считается уже устаревшим. В наши дни кассеты устанавливаются в основном на велосипеды начального уровня, которые не подвергаются высоким нагрузкам. Минусом такой конструкции является не совместимость с полой осью под эксцентрик. Из-за того, что подшипники свободного хода находятся вне втулки, часть этой оси при сильных нагрузках может лопнуть. Именно поэтому почти все втулки под трещотку имеют ось под гайки. Кроме того трещотки могут содержать максимум семь звезд, очень редко восемь, в то время, как кассеты бывают и с 11 звездами. Главным же преимуществом трещотки является доступная цена, которая обеспечила популярность среди не профессиональных велосипедов.

Крепление трещотки к втулке заднего колеса велосипеда.Крепление трещотки к втулке заднего колеса велосипеда.

 Трещетка заднего колеса велосипеда крепится к втулке при помощи резьбового соединения, снять же трещетку можно только с помощью специального съемника (смотрим рисунок ниже).

 Устройство втулки трещотки достаточно простое и основано она на храповом механизме, поэтому его часто называют храповиком. На оси втулки располагаются собачки, которые закреплены специальным кольцом. Сама ось крепится непосредственно к задней втулке велосипеда. С внутренней стороны корпуса имеются специальные зубчатые выступы. На корпусе находится набор звезд. Ось и корпус взаимодействуют между собой через собачки и подшипники.  Когда велосипедист давит на педали и передает усилие на звезды трещотки, собачки упираются в выступы и крутят втулку колеса велосипеда. Как только звезды трещотки останавливаются, а с ними останавливается и корпус трещоточной втулки, собачки начинают проскакивать через выступы. Колесо крутится дальше свободно от задних звезд и соответственно педалей. При свободном ходе можно услышать характерные щелчки, это собачки бьются о выступе на корпусе храповика.

Детали втулки трещеткиДетали втулки трещетки

Втулка трещотки с храповым механизмомВтулка трещотки с храповым механизмом

Кассета заднего колеса велосипеда

 Кассета представляет собой деталь велосипеда, состоящую из  набора звезд закрепленных между собой. Кассета одевается на барабан свободного хода задней втулки при помощи шлицевого соединения и закрепляется специальной гайкой. Разница между кассетой и трещоткой в том, что втулка свободного хода (барабан или орех) у трещотки интегрирован в неё, а у кассеты он находится непосредственно в задней втулке велосипеда.

Кассета и втулка с барабаном под кассетуКассета и втулка с барабаном под кассету

 Нет смысла рассматривать устройство и принцип действия барабана кассетной втулки, так как он аналогичен втулке свободного хода трещетки.

Классификация кассет по количеству звезд

 Кассеты могут содержать от семи до одиннадцати звезд. Причем втулки чаще всего выпускают под 8,9 и 10 звезд, так как при меньшем количестве звезд обычно применяют трещотку. Одиннадцати звездные кассеты на данный момент выпускаю только для системы Campagnolo и они совместимы только с аналогичными втулками.

Материалы изготовления кассет

 Самым идеальным вариантом считается сталь со специальными покрытиями. Такие кассеты более долговечны, но и тяжелее титановых и алюминиевых. Чем дороже стальная кассета, тем дольше она будет служить.

 Алюминиевые кассеты очень легкие, но изнашиваются очень быстро. Титановый сплав используется только в изготовлении профессиональных кассет, так как по цене они получаются, как «золотые». Вес титановых кассет заметно ниже, чем у стальных, а по прочности аналогичны.

Различия по типу велосипедов

 Кассеты для горного велосипеда содержат звезда с диапазоном зубцов от 11 – 28 до 11 – 36, т.е. 8,9 и 10 звезд. Для шоссейных велосипедов применяются кассеты с диапазоном звезд от 11 – 22 до 11 – 27, а именно от 8 до 11 звезд. Стоит отметить, что горные кассеты совместимы с шоссейными, если количество звезд совпадает.

Типы конструкций кассет

  • Разборные – самый дешевый вариант. Такая конструкция позволят заменять изношенные звезды, но при этом разборные кассеты самые тяжелые. В разборной кассете звездочки соединены между собой заклепками или болтами.
  • На пауке – это не разборная конструкция звезд, которые соединены между собой пауком. Такие кассеты легче чем разборные.
  • На нескольких паука – принцип как и на одном пауке, только такая конструкция позволяет менять изношенные группы звезд.
  • OpenGlide – запатентованная технология компании Sram для кассет шоссейных велосипедов. Такая кассета представляет собой полый конус и контактирует с барабаном втулки только в двух местах.
  • X-Dome – запатентованная технология компании Sram. Самая легкая конструкция кассеты из всех существующих. Большая и малые звезды имеют шлицы для крепления к барабану. Средние звезды выточены из цельного бруска стального сплава и соединены с большой и малой звездой.