Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Передняя вилка велосипеда

 Передняя вилка велосипеда – это деталь рулевой системы велосипеда, которая отвечает за крепление колеса и руление. Вилка бывает передняя и задняя, в данной статье мы будем рассматривать именно переднюю. Вело вилка обеспечивает надежное крепление колеса и соединяет его с рулем велосипеда. Шток вилки проходит через рулевую колонку, расположенную в рулевом колодце рамы, непосредственно к штоку и крепиться руль через вынос руля.

 Вилок на велосипеды существует великое множество. Существует два основных  типа вилок – жесткая и амортизационная. Последние в свою очередь различаются конструкцией и способом реализации амортизации. Оба типа вилок применяются повсеместно и у всех есть, как плюсы, так и минусы. Зависимо от предназначения велосипеда выбирают и тип вилки – жесткую или вилку с амортизатором.

Жесткая вилка велосипеда

 Велосипеды на которых полностью отсутствует амортизация называют ригидами. Жесткие вилки обычно применяют на шоссейных, городских, прогулочных и дорожных, а так же на бюджетных гибридных велосипедах. Велосипеды которые передвигаются по асфальтированной дороге не нуждаются в амортизации. Для таких велосипедов гораздо важнее максимальная скорость. Жесткие вилки намного легче, чем вилки с амортизатором, что в конечном итоге сказывается на весе всего велосипеда и конечно скорости. Кроме этого амортизатор поглощает часть энергии, которую велосипедист отдает велосипеду, что опять же отрицательно сказывается на скоростных характеристиках. Жесткие вилки не могут отрабатывать неровности дороги и поэтому менее комфортны. На велосипедах с неамортизированными вилками почти вся энергия от ударов поглощается колесом, что увеличивает шанс его повреждения.

 Для изготовления жестких вилок используют сталь, алюминиевые сплавы, карбон и титан. Стальные и алюминиевые вилки считаются самыми доступными, причем в отличии от рамы в вилках применение алюминия нежелательно, так как алюминий лучше передает неровности дороги. Для изготовления шоссейных вилок применяется карбон, он значительно дороже и чаще вилки из карбона устанавливают на дорогие профессиональные шоссеры. Важным элементом в карбоновых вилках являются дропауты. Если дропауты изготовлены из карбона, то цена такой вилки значительно возрастает. Именно поэтому нередко можно встретить карбоновые вилки с алюминиевыми дропаутами. Что касается титана, то в РФ вилки из такого металла изготавливаются только на заказ и цена их начинается от 200 евро.

Устройство жесткой вилки велосипедаУстройство жесткой вилки велосипеда

 Жесткая вилка состоит из следующих элементов: 

  • Шток – часть вилки, к которой крепиться вынос руля. Шток проходит через рулевую трубу рамы, где при помощи рулевой колонки реализовано её свободное вращение.
  • Корона – часть вилки соединяющая ноги (перья) вилки со штоком. Корона может быть цельно литая с ногами или ноги запрессованы в корону.
  • Нога – у жестких вилок ноги принято называть перьями, они позволяют соединить ось втулки колеса с вилкой.
  • Дропауты – элемент вилки велосипеда выполняющий функцию точек крепления оси втулки к вилке.
  • Крепления дискового тормоза – предназначены для крепления суппорта дискового тормоза.
  • Брейк боссы – крепления для ободного тормоза типа V-brake.

Амортизационная вилка

 Если у велосипеда предусмотрен передний амортизатор, то он, как правило интегрирован в переднюю вилку. Такие велосипеды применяются при езде по пересеченной местности, где отсутствует асфальт. Амортизационная вилка предназначена для смягчения ударов и сглаживания мелких неровностей дороги. Соответственно, чем дороже и сложней устроен амортизатор, тем качественнее он выполняет свои функции. Такие вилки тяжелей в обслуживании и требуют постоянного ухода. Даже если велосипед выезжает редко, обслуживание должно проводиться не реже одного раза в год.

 В изготовлении амортизационных вилок применяются те же металлы, что и в жестких, только сочетания их могут быть самые разные. Идеальными считаются вилки, в которых применяются детали из карбона. Ноги вилок обычно изготавливают из хромированной стали или алюминиевых сплавов.

Устройство передней вилки с амортизациейУстройство передней вилки с амортизацией

 Внешне амортизационные вилки отличаются от жестких лишь несколькими деталями:

  • Штаны – эта деталь состоит из двух трубчатых стаканов соединенных в одну деталь гориллой, в которые задвигаются ноги вилки. Именно в этих стаканах и реализуется амортизация. Как именно реализуется амортизация, будет рассказано ниже.
  • Заглушки – в более продвинутых моделях вместо заглушек устанавливаются регулировка жесткости и блокировка.

Особенности конструкции вилки горного велосипеда

Конструктивные отличия вилок с амортизаторамиКонструктивные отличия вилок с амортизаторами

 Вилки снабженные амортизатором могут отличаться по типу конструкции. Рассмотрим каждый тип подробнее:

  • Обычная вилка – чаще всего можно увидеть на велосипедах предназначенных для легких поездок по пересеченной местности. Такие вилки просты в производстве, обеспечивают хорошую амортизацию и выдерживают приличные нагрузки.
  • Двухкоронные вилки обычно применяются на велосипедах предназначенных для скоростных спусков с гор.
  • Перевернутые вилки имеют конструкцию как у обычной вилки, только все наоборот – штаны крепятся к штоку, а ноги в них втягиваются снизу. Такая конструкция выдерживает большие нагрузки и обеспечивает наилучшие отробатывание неровностей. Чаще всего такие вилки применяют для прыжков с высоты.

Одноногая вилка велосипеда

 Достаточно редкий вариант конструктивного исполнения. На таких вилках невозможно установить ободные тормоза, но зато можно поменять камеру не снимая колеса.

Одноногая вилка для велосипедаОдноногая вилка для велосипеда

Устройство амортизации вилок

 Амортизация в вилках осуществляется при помощи двух элементов – пружины и демпфера. Зачем нужна пружина все ясно, а демпфер нужен для плавного возврата пружины, чтобы не допускать отскока. В качестве пружин и демпферов используют различные вещества и даже воздух. Рассмотрим какие бывают типы велосипедных амортизаторов в зависимости от их конфигурации. 

  • Пружинные вилки. Вряд ли такие вилки можно назвать амортизационными, так как амортизация в них полностью отсутствует. Демпфер в таких амортизаторах не предусмотрен, а в качестве пружинного элемента используют стальную пружину. Несмотря на свою простоту, на неровной дороге это лучше, чем просто жесткая вилка.
  • Пружинно-эластомерные амортизационные вилки – в таких амортизаторах в качестве демпфера используют эластомер – элемент из мягкой пластмассы расположенный внутри стальной пружины. Пластмассовый эластомер отлично выполняет свои функции, но очень недолговечен. Через один сезон активной езды он полностью теряет свои свойства, так как быстро стирается.
  • Воздушно амортизационные вилки – в таких вилках воздух выступает в качестве основного элемента, воздух используется как пружина и как демпфер. Достоинством такой вилки является малый вес всей конструкции. К недостаткам можно отнести отсутствие настроек и подтравливание воздуха в морозы. Накачать воздух в такой амортизатор можно при помощи велонасоса высокого давления.
  • Масляно-воздушные амортизаторы – считается самой хорошей вилкой для велосипеда. В качестве пружины используется воздух, функции демпфера выполняет масло. Плавное восстановление пружины обеспечивает перетекание масла из одной секции в другую.  Такие вилки для велосипеда золотая середина в плане веса, а кроме этого обладает самым большим количеством настроек.
  • Масляно-пружинные вилки – из-за использования в качестве пружинного элемента стальной пружины, а в качестве демпфера масла, такие амортизаторы обладают самым большим весом. Плюсом является то, что такая конструкция обеспечивает самые лучшие амортизационные показатели и наилучшую плавность хода.

Настройки и регулировки вилок

  • Preload (Предзагрузка) – вес велосипедистов может значительно отличаться, а первоначальная нагрузка на пружину у всех одна. Такая  регулировка позволяет задать первоначальную загрузку пружины.
  • Rebound – такой регулировкой можно задать скорость возврата пружинного элемента в первоначальное состояние.
  • Compression – все наоборот относительно предыдущей настройки. Такая регулировка задает скорость сжатия пружинного механизма.
  • Lockout – блокировка амортизационной вилки велосипеда. Очень полезная регулировка, которая позволяет вилку с амортизатором превращать в жесткую вилку. Данный механизм может реализовываться различными способами. Самые продвинутые вилки могут автоматически отключать блокировку при сильных ударах. Управление неавтоматическими блокировками можно выводить на руль велосипеда через тросик.
  • Длина хода амортизатора вилки – полезная регулировка, если велосипед используется на разных дорогах и с различными стилями езды. Чем активнее езда и больше кочки, тем больше должен быть ход у вилки. Переключатели, которые отвечают за данную регулировку чаще всего устанавливаются на ногах вилки.

Размеры вилок для велосипедов и совместимость

  • Общая длина вилки – влияет непосредственно на управляемость велосипеда. При замене веловилки не рекомендуется ставить вилку с разницей в длине более 20 мм.
  • Диаметр ног – чем жестче условия использования велосипеда тем больше должен быть диаметр ног, но стоит учитывать, что с диаметром растет и вес.
  • Дисковые тормоза – самый распространенный стандарт крепления суппорта с ротором диаметром 160 мм через крепления стандарта Mount (или IS Mount). Для установки роторов с другим диаметром и через крепления с другими стандартами предусмотрены переходники. Если вилки рассчитаны на крепления тормозов с диаметром ротора свыше 160 мм, то тормоза с меньшим диаметром уже не установить.
  • Ободные тормоза – тормоза типа V-drake устанавливаются через специальные крепления брейк-боссы.
  • Клещевые тормоза – крепления для таких тормозов предусмотрены на вилках для шоссейных велосипедов.
  • Гидравлические ободные тормоза – устанавливаются через специальные крепления стандарта Firm Tech. Такой стандарт креплений реализован только на отдельных вилках.
  • Дропауты – применяются следующие стандарты: QR9 (самый популярный стандарт под тонкую ось), QR15 (набирающий популярность стандарт с полой осью 15мм), QR20 (полая ось 20 мм), Thru Axle (полая ось 20 с зажимом).
  • Диаметр штока – на резьбовых колонка 1”, на безрезьбовых 11/8” (1 дюйм = 2.54 см).