Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Передняя втулка

 Втулка велосипеда – это очень важная деталь колеса велосипеда, которая позволяет свободно вращаться колесу вокруг своей оси. От качества втулки зависит накатистость велосипеда, а соответственно скоростные характеристики. Кроме того чем лучше втулка, тем меньше велосипедист будет затрачивать энергии на тот же километр пройденного пути. В данной статье мы рассмотрим устройство передней втулки и типы существующих передних втулок.

 Передняя втулка подвергается заметно меньшим нагрузкам, чем задняя, что позволяет делать её более миниатюрной. Дополнительного оборудования не предусмотрено, кроме ротора дискового тормоза (в зависимости от модели). Втулки различаются по материалам и технологиям изготовления, устройству и назначению.

Материалы и технологии изготовления

 Передние втулки, как и многие металлические элементы велосипеда изготавливаются из стали, алюминия и титана. В настоящее время сталь является устаревшим материалом и из неё изготавливают только самые простые и дешевые втулки. Оси втулки изготавливают из тех же материалов.

 Существует три технологии изготовления втулок – литье, штампование  и точеные втулки. Самыми худшими считаются литые втулки, так как они наименее прочные и обладают самым большим весом.

Устройство и конструкция передних втулок

Устройство и конструкция передней втулкиУстройство и конструкция передней втулки

 Устройство втулки переднего колеса велосипеда проще, чем задней втулки, так как передняя выполняет всего лишь одну функцию – безлюфтовое вращение колеса. Так же на втулке могут находить крепления для ротора дискового тормоза.

 Втулка состоит из цилиндрического корпуса с фланцами под спицы. Через корпус проходит ось с подшипниковыми узлами. Подшипниковые узлы закрыты пыльниками. Втулка крепиться к вилке эксцентриковым зажимом или гайками.

Крепления спиц к втулке

 По методу крепления спиц, втулки делятся на три типа:

  • Фланцы с отверстиями  под спицы. Самый популярный способ крепления спиц. Если втулка не оборудована дисковым ротором, то заменить сломанную спицу очень просто. Если же есть дисковый тормоз, то необходимо будет его снять. На задней втулке придется снимать и кассету.
  • Сегментированные фланцы – уникальный способ крепления спиц от Mavic под прямые спицы. Сменить поломанную спицу очень просто, снимать ничего не потребуется. К недостаткам таких втулок можно отнести высокую цену.
  • Безфланцевые втулки Shimano – на втулки присутствуют специальные отверстия изолированные от подшипников. Заменить спице на подобной втулке проще всего, так как снимать никаких деталей не понадобится. В плане цены такие втулки сопоставимы с обычными, что можно отнести к плюсам. А вот минус в том, что прорези в которые вставляются спицы быстро загрязняются в процессе эксплуатации, что в конечно итоге будет мешать при замене испорченной спицы.

Слева - безфланцевая втулка; Справа - втулка с сегментированными фланцами.Слева - безфланцевая втулка; Справа - втулка с сегментированными фланцами.

Крепление втулки к вилке велосипеда

 По способу крепления втулки делятся на два типа – с эксцентриковым зажимом и гайками. Первый способ намного удобнее, так как позволяет быстро снять колесо без использования инструмента. Эксцентриковый зажим проходит через полость в оси и зажимается с обоих концов.

 Оси втулки имеют четыре стандарта крепления к дропаутам вилки:

  • QR9 – самый популярный стандарт, чаще всего встречающийся на велосипедах. Стандарт рассчитан под тонкую ось 9мм.
  • QR15 – новый стандарт, который начинает встречаться все чаще. Полая ось диаметром 15мм.
  • QR20 – Полая ось 29мм в диаметре.
  • Thru Axle – полая ось с зажимами диаметром 20мм.

Передняя втулка для ВМХ с креплением гайкамиПередняя втулка для ВМХ с креплением гайками

Передняя втулка с эксцентриковым зажимомПередняя втулка с эксцентриковым зажимом

Крепления дискового тормоза

 По наличию дискового тормоза втулки делятся на два типа. Дисковые передние втулки могут иметь крепление двух типов:

  • Стандарт ISO – 6-ти болтовое крепление. Такое тип крепления самый популярный.
  • Center Lock – стандарт компании Shimano. Center Lock представляет собой шлицевое крепление.

Типы крепления ротора к втулке переднего колесаТипы крепления ротора к втулке переднего колеса

Подшипники передней втулки

 Радиально-упорные конусные подшипники – на сегодня самые популярные. Подшипники такого типа состоят из нескольких элементов – обойма (внешняя и внутренняя), шарики и сепаратора. Шарики могут быть насыпные и не иметь сепаратора, в таком случае сборка усложняется. В качестве обоймы выступают – конус на оси и корпус втулки. Популярны такие подшипники благодаря ремонтопригодности и возможности регулировки.

 Неразборные промышленные подшипники (промы) – ранее встречались только на профессиональных шоссейниках, теперь же все чаще и на горных. Большинство втулок на таких подшипниках можно разобрать одним шестигранным ключом.  Промы не требуют регулировки и обладают лучшим КПД. Благодаря легкой замене втулка служит много дольше.

Радиально-упорный подшипник качения с сепараторомРадиально-упорный подшипник качения с сепаратором

Промышленные подшипники для передний втулке велосипедаПромышленные подшипники для передний втулке велосипеда