Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Правильное торможение на велосипеде

 Когда начинающий велосипедист покупает свой первый байк, он порой и не задумывается о качестве тормозной системы и тем более о том, как правильно пользоваться тормозами велосипеда. В настоящей статье мы постараемся раскрыть основные принципы правильного использования тормозов и разобрать сложные ситуации, связанные с торможение.

 Хочется отметить, что в отличие от автомобиля в велосипеде нет различных систем безопасности (подушки, ремни и прочее), кроме тормозной системы. Именно умение правильно тормозить может снизить риск получения травмы и даже спасти жизнь в экстренной ситуации.

 Если у Вас есть опыт управления автомобилем или мотоциклом, то будет значительно проще разобраться в принципе работы тормозной системы велосипеда. Работа тормозов велосипеда имеет такой же принцип работы, как и у всех остальных видов колесных транспортных средств. Одно отличие, что у автомобиля распределение нагрузки на передний и задний тормоз происходит автоматически, на велосипеде же нам придется учиться делать это вручную.

 Рассматривать мы будет торможение на скоростных велосипедах с передним и задним тормозом, так как именно такие тормоза вызывают проблемы у начинающих велосипедистов. 

Каким тормозом пользоваться передним или задним

 Большинство новичков считают передний тормоз бесполезным и даже опасным. Наслушавшись от своих знакомых о неудачных опытах с передним тормозом и свободных полетах через руль, многие начинающие велолюбители ослабляют передок или вовсе отключают его. Эта очень опасная ошибка, которая может привести к непоправимым последствиям. Передний тормоз, при экстренном торможении, в три раза эффективнее заднего.

Неправильное использование переднего тормозаНеправильное использование переднего тормоза

 У велосипедных колес очень маленькое пятно контакта с дорогой, поэтому здесь большую роль играет нагрузка на колесо. При экстренном торможении вес переносится на переднее колесо велосипеда, поэтому если использовать задний тормоз, то колесо просто уйдет в юз и тормозной путь будет огромным. Задний тормоз следует использовать для маневрирования и, как вспомогательный тормоз. Кроме того задние тормоза будут полезны при медленном сползании с горы.

 Конечно, для эффективного использования передка придется потренироваться, но это того стоит. Единственное, для кого стоит ослаблять передние тормоза – это дети и пожилые люди.

Направление взгляда

 Почти все новички во время торможения, изменения направления и переключения передач смотрят на руль велосипеда. Этого делать ни в коем случае нельзя. Смотреть нужно вперед и контролировать окружающую обстановку. Стоит потренироваться и научиться работать ручками и рулем на подсознательном уровне. Представьте, что творилось бы на дороге, если все водители автомобилей смотрели на рычаг переключения передач, а не на дорогу.

Как эффективно затормозить

 В первую очередь нужно научиться чувствовать свои тормоза. Быстро остановиться на большой скорости можно только с помощью переднего тормоза. Необходимо максимально резко и сильно, можно сказать точечно, нажимать на ручку. Эффективное торможение достигается на грани блокировки колеса, но нельзя допускать этой блокировки, иначе полет Вам обеспечен. Торможение на грани блокировки используется в системах ABC в автомобилях и мотоциклах. Такой способ способствует не только резкому замедлению, но и возможности совершить при этом маневр.

 Если Вы собираетесь входить в поворот и необходимо сбросить скорость, то стоит сделать это заранее. Использование тормоза во время поворота, в большинстве случаев, приводит к падению, особенно на мокрой или скользкой дороге. 

Распределение веса

 На эффективность торможения сильно влияет сцепление с дорогой и умение управлять развесовкой велосипеда. Чем хуже сцепление с дорогой, тем больше шансов перелететь через руль, поэтому нужно уметь влиять на распределение веса. Понятно, что при резком торможении большая часть веса оказывается на переднем колесе велосипеда и эффективность заднего тормоза сильно падает, а кроме того увеличиваются шансы кувыркнуться. Поэтому при плохом сцеплении следует перенести часть веса своего тела на заднюю часть велосипеда, упереться в седло и педали, руки должны быть расслаблены и только управлять рулем. Стоит хоть немного надавить на руль и распределение веса тут же поменяется.

 Такой же принцип стоит применять при торможении на скользкой дороге, только акцент делать на задний тормоз. Управлять заносом заднего колеса намного проще, чем переднего. При блокировки переднего колеса на скользкой дороге его тут же срывает и падение гарантировано.

 Если Вы спускаетесь с очень крутой горы, и при этом хотите сделать это быстро и эффективно, стоит применять ту же тактику торможение. Только в этом случае необходимо перенести вес максимально, зад должен находиться над колесом, а седло чуть ли не на груди.

Смещение тела за седло при торможении на крутом спускеСмещение тела за седло при торможении на крутом спуске

 Стоит так же иметь в виду, что при движении по неровной пересеченной местности стоит особо аккуратно пользоваться передним тормозом. Езда по небольшим горкам подразумевает потерю сцепления с дорогой, даже если визуально колесо касается земли. Так же в прыжке необходимо отпускать передний тормоз, приземление с зажатым тормозом гарантированно приведет к падению.

Расположение тормозов

 По умолчанию, производители велосипедов ручку переднего тормоза устанавливают на левую сторону руля, а заднего на правую. В странах с левосторонним движением наоборот. Чем руководствуются производители не понятно.

 Если подумать, то будет удобнее, если ручка переднего тормоза будет под правой рукой (для правши). Моторика правой руки намного лучше, а передний тормоз требует более четких усилий. Но если Вы уже катаетесь и привыкли тормозить левой рукой, то не стоит и задумываться на эту тему.

Затяжной спуск с горы

 Бывает, когда приходиться преодолевать затяжные спуски, тут и встает вопрос, как правильно работать тормозами в таком случае. Вся проблема в том, что при долгой работе тормозов они сильно нагреваются и даже могут раскалиться докрасна. Для V-brake это особенно опасно, ведь от нагрева можно испортить обод колеса.

 На эту тему было немало споров. Кто-то считает, что все расстояние можно преодолевать плавно притормаживая, кто-то говорит, что нужно тормозить только временами, но при этом резко замедлятся. А некоторые утверждают, что в обоих случаях тормоза нагреваются одинаково.

 Мы считаем, что стоит руководствоваться опытом автомобилистов, и тормозить прерывисто резко замедляя велосипед, а затем пускать его по накату давая остыть тормозам.

 

 Вот, в общем, и все, что мы хотели рассказать. Если у Вас есть свое мнение или опыт, которым Вы хотели бы поделиться просим рассказать об этом в блоке комментариев ниже.